Компания по разработке и производству трансмиссий Xtrac заявила,
что уникальные системы возврата кинетической энергии маховика KERS,
созданные для болидов серии Formula One могут найти применение на
обычных автомобилях.
Xtrac CVT вариатор для F1
Torotrak и Xtrac вариатор в системе KERS | Технология KERS разработана консорциумом компаний Xtrac, Flybrid и
Torotrak. Xtrac в рамках этого проекта создала специальную трансмиссию
– тороидальный бесступенчатый вариатор CVT, которую устанавливают между
маховиком и валом двигателя. Принцип работы системы заключается в
отводе части накопленной маховиком энергии на вал двигателя при
ускорениях и повышении нагрузки. Именно в режиме ускорений обычные ДВС
работают наиболее неэффективно и потребляют много топлива. При
замедлении автомобиля, кинетическая энергия вращения вала двигателя,
которая в обычных условиях просто теряется впустую, через вариатор
передается на маховик. А при последующем ускорении накопленная энергия
также через вариатор возвращается обратно, помогая двигателю
раскручивать вал.
Как считают инженеры компании, системы KERS могут быть столь же
эффективны в плане снижения расхода топлива, как и гибриды. Согласно
расчетам, расход топлива двигателей внутреннего сгорания может быть
снижен на 25 – 40% в городских условиях. При этом, технически они
намного проще гибридных силовых установок, а весят всего около 5
килограммов. Кроме того, даже в гибридных силовых установках есть место
для технологии KERS. Например, подобные системы могут использоваться,
как экстендеры – генераторы энергии для зарядки бортового аккумулятора
гибрида, для питания климатических установок, электроприборов
автомобиля и так далее. | При этом в состав KERS войдут дополнительно
электромотор-генератор и электронный блок управления. Именно такой
подход демонстрирует команда Формулы Один BMW Sauber, разрабатывающая
электрическую систему рекуперации кинетической энергии и компактный
аккумулятор для использования на своих гоночных болидах. По расчетам,
система BMW Sauber будет способна при торможении автомобиля накапливать
энергию, достаточную для развития в течение 6,5 секунд добавочной
мощности 60 кВт при собственном весе 40 кг.
Специалисты BMW планируют оснащать системами KERS обычные легковые
модели. Энергоемкость и производительность систем зависит только от
массы маховика, поэтому в принципе, её можно применять на любых
транспортных средствах.
Недавно при содействии Британского Совета по стратегическим
технологиям была создана исследовательская группа по созданию подобной
системы для автомобилей премиум-класса Jaguar, как альтернативы
гибридным системам. В группу вошли компании Flybrid Systems, Ford,
Prodrive, Ricardo, Torotrak и Xtrac.
|