Недавно созданный департамент по разработке автомобильных
аккумуляторов нового поколения компании Toyota будет заниматься не
литий-ионными технологиями, а металло-воздушными (metal-air) топливными
ячейками. Еще в июне 2008 года президент Toyota Кацуаку Ватанабе
заявил, что стратегической целью компании является создание
революционного источника энергии, который будет на порядок эффективнее
литий-ионных батарей.
В таком типе батарей генерация электроэнергии происходит за счет
реакции между кислородом из воздуха и металлическим, например –
цинковым, анодом. В этом случае можно обойтись без применения
органического электролита, что исключает возможность возгорания батареи
при перегреве, как это случается в литий-ионных батареях на основе
оксида кобальта. Кроме того, потенциальная удельная емкость
металло-воздушной батареи в пять раз выше, чем у литиевой. До
настоящего времени технологии производства этого типа источников
энергии не были достаточно глубоко разработаны, но Toyota считает, что
будущее – за ними.
По словам Тецуи Окаяма, руководителя технологического департамента
Toshiba Battery Co., его компания много лет занимается исследованиями в
области метало-воздушных батарей, но пока так и не смогла решить
главную проблему – низкую производительность элементов большого
размера. Но, как считает Окаяма, в перспективе решение этой проблемы
возможно, и тогда огромный потенциал технологии будет раскрыт.
На днях обнадеживающие сообщения поступили из Массачусетского Университета в Бостоне. Группа ученых под руководством профессора Стюарта Лихта (Stuart Licht) опубликовала результаты работы по применению борида ванадия (VB2)
в качестве материала анода для металло-воздушных батарей. Они звучат
сенсационно – практическая (то есть с учетом всех потерь, как в самой
батарее, так и в процессе использования ее заряда) удельная плотность
энергии элемента на основе VB2 (5 кВтч/л) почти вдвое выше,
чем у бензина (2,7 кВтч/л)! Для сравнения - практическая удельная
плотность энергии воздушно-цинковых элементов, являвшихся до недавнего
времени рекордсменом по этому параметру, составляет 1,75 кВтч/л, а
широко распространенных литий-ионных батарей - 0,5 кВтч/л. Именно
низкая энергоемкость альтернативных бортовых источников энергии долгое
время была препятствием в развитии электрических силовых установок для
автомобилей.
Как и в обычных воздушно-цинковых элементах, в батареях с анодом из
борида ванадия процесс разряда необратим, и просто зарядить такую
батарею "от розетки" не получится: "зарядка" заключается в замене
анода. Покрытие диоксидом циркония защищает анод от коррозии и
разрушения в процессе разряда, а также предотвращает выделение
взрывоопасного водорода, который может разрушить корпус
элемента. Группа Лихта разработала термохимический процесс регенерации
VB2-анодов, для чего исследователи предлагают использовать
солнечную энергию. После такой регенерации "заряженный" анод вновь
может быть использован. Новые исследования ученых, возможно, приведут к
технологическому рывку в области создания емких и производительных
источников энергии для электромобилей.
|